НЛП
Субмодальности
Электронный архив в памяти человека
Так что же такое субмодальности? Помимо стандартного определения, что субмодальности – это более тонкие настройки модальностей, характеристики модальностей, как можно воспринимать субмодальности? Лично я немного через другую призму на это смотрю. Я смотрю через йогу. Есть санскары – какие-то впечатления и субмодальности – это способ редактировать эти санскары. Если она негативная – то я выявляю, по каким критериям она негативная и делаю ее позитивной. Это не просто характеристика восприятия опыта и впечатлений. Потому что эти характеристики и есть субмодальности. В йоге есть целая философия на эту тему. В общем, она представляет собой редактирование определенных кармических отпечатков. Возвращаясь к вопросу: «Что это значит – субмодальности?» надо заметить, что, помимо стандартного описания, есть каналы аудиальные, визуальные, кинестетические и более тонкие настройки. Для меня еще это как метафора. Электронный архив в памяти человека, то есть, грубо говоря, была какая-то ситуация и образуется файлик в виде картинки, если есть звук, то со звуком или еще с какими-либо ощущениями. Зачем нужны субмодальности и как знание субмодальностей поменяло меня? Это поменяло многое, например, в моей карте. Потому что как минимум я понимаю, что я влияю на свой собственный опыт и у меня есть инструмент редактирования. Как говорится: «Измени себя – изменится весь мир!». И это хорошо. Для всего, то есть для решения проблем и для достижения целей. Для решения проблем это выглядит так. Если есть какая-то ситуация, я сначала описал ее. Тем самым уже диссоциировался. Затем изменил модальность. Это хорошо как вариант в качестве терапии, потому что если у тебя есть определенная интенсивная реакция на какую-то ситуацию, ты сразу смотришь триггер: в какой субмодальности он находится. И сразу его редактируешь, и отношение к ситуации становится другое. Может возникнуть такой провокационный вопрос: «Получается, мы просто взяли поменяли субмодальность и все? Это сразу все поменяло?». Если это экологично, то да. Но с другой стороны: а как же воспоминание о том, что ты изменил субмодальность? Например, не нравится какой-то человек, есть определенный триггер, который запускает кинестетическую нересурсную реакцию. Смотришь на него и понимаешь: он вызывает отвращение. Меняешь субмодальный шаблон, и ощущение становится «никак». Но есть же память о том, что было ощущение отвращения? И здесь неувязочка. Правильный ответ: можно менять и воспоминание о воспоминаниях. Через субмодальности. Можно и стирать воспоминания. Это уже стратегия реальности. Например, удивительную технику давал Михаил Михайлович, когда он стирал воспоминания. Однажды стерли память одной женщине, год у нее выпал из жизни. Так у нее реальность закодирована через субмодальный шаблон. Там несколько слоев реальности. Наверно, это даже отдельная тема для разговора. Представь, ты едешь на машине, и датчик бензина у тебя показывает, что топлива осталось на 10 км. Ты заезжаешь на заправку, берешь пистолет. Вставляешь пистолет в бак. Ты видишь, как бензин льется. И вот бензин налился. Пистолет повесил, сел в машину. Датчик показывает – 10 км осталось ехать. Понятная ситуация? Внимание, вопрос: «Сколько проедешь километров?». Вероятный ответ: «Сколько залил!». Но здесь предполагается, что ты чувствуешь подвох.

На самом деле проедешь столько, сколько залил. Абсолютно верно. А исходя из идеи субмодальностей – проедем столько, сколько воспринимаем. Влияние на нашу область восприятия, субмодальности – это как те датчики, которые эту реальность создают. Это достаточно общее определение, но можно подробнее. Например, ты смотришь на меня, думаешь: «А, Герасимов!», и есть какое-то ощущение. То есть весь тот опыт, который ты получил от меня, он у тебя заархивирован, закодирован под хештегом «Герасимов». И при воспроизводстве этого хештега разворачивается весь смысл «Герасимова». Как категория «Герасимов». Иными словами, есть датчик. И есть слова, которые кодируют этот опыт. И есть характеристики этого опыта. Так, под словами ты понимаешь «Герасимов». Можно провести аналогию: мантра такая? Да. И следующий момент. Мы же как-то это воспринимаем? Это как-то в нас закодировано? Следовательно, можно влиять на характеристики этого восприятия. Не надо влиять на опыт. Можно только влиять на характеристики этого восприятия. Причем опыт может быть абсолютно любым. Мы его сохраняем в таких категориях, который наш весь этот опыт и создают. На определенном уровне обобщения про многое можно сказать, что это рефрейминг. Но возвращаясь к крутой штуке, возникает ряд вопросов. С чего ты взял, что это – крутая штука? Ты как-то ее наделил характеристиками «крутая штука». Какие при этом были субмодальности? Как ты выявил, что это крутая штука? Изначально, когда Володя сделал: «Ммм» и выпрямился немного ты ушел в дигитальный канал: «Он понял, а я не понял. О чем это?». Повторил еще несколько фраз. И картинка у тебя появилась как строчка, под ней еще несколько пунктов. Можно ли говорить, что именно эти слова вызвали у тебя ощущения, и ты подумал: «О, крутое знание!»? Да. То, что вокруг – это и есть субмодальности. Характеристики восприятия. А если еще проще – есть маленькое простое упражнение. Посмотри в окно офиса. Выбери последовательность из семи слов – то, что мы видим. Дом, машина, столб, дерево, огни, окно. И еще раз повторим. Дом, машина, столб, дерево, огни, окно. Выбери семь предметов. А теперь я буду просить менять характеристики. И при этом отслеживать, как меняется твое состояние, ощущение, кинестетика. Начинай говорить быстрее. Про себя просто быстрее. Что изменилось? Возможно, у тебя где-то из живота пошло такое ощущение, как драйв. Или только глаза расширяются. А ощущения? Замешательство… Теперь медленно. Еще медленнее… Какие ощущения? Сонливость. Спокойствие. Это синестезия. Если их разорвать, то реально состояния будут перещелкиваться. Выбирать можно любое состояние, они не будут связываться триггерами. Продолжаем. Давай теперь шепотом. Дом, машина, столб, дерево, огни, окно. Еще тише… Тихо, тихо. Как ощущения? Сразу страх и нересурс в плечах. Или, наоборот, радость. Либо картинки всплывают, например, когда было лет 6. И это хорошо. Ну а теперь громкость. Прям ори. Дом, машина, столб, дерево, огни, окно. Еще громче. Какая реакция? Вверх в голове. Все расширилось. Радость, движуха. У тебя напряжение во лбу и восприятие его как что-то красное. Гнев с радостью. Злорадство… А теперь все слова очень низким голосом, еще ниже. При этом скорость обычная. Реакция у тебя: нересурс, отторжение. Больше диссоциация. Субмодальный шаблон схлопывается. Давит. Ограничение. Но это, скорее всего, опыт детства, к примеру, когда говорили Вове в детстве низким голосом: «Ты куда пошел? Делай уроки». Понятно, характеристики создают состояния. Теперь слова звучат высоким голосом. Какие ощущения? Отвращение и тревога. Радость. И они как дополнение друг друга… Давай теперь с грузинским акцентом: дом, машина, столб, дерево, огни, окно… Ощущения самые противоречивые. Радость с гневом. Даже презрение. Или шашлык просто.

Понимаешь, к чему намекаю? Можно произносить слова с другим акцентом. Но все это характеристики. Причем только некоторые характеристики, и они связаны с культуральным нашим опытом. При этом закодированы в санскарах таких. И не просто так. А в санскарах родителей еще закодированы, что ощущается при разрыве между характеристиками и опытом. Ты получаешь такое офигенное состояние свободы! И не имеет значения, как именно ты разрываешь. Это триггер обычный. Применять можно любую технику. Коллапс, SСORE в пространстве. Медленно начинаешь это делать. Один мой знакомый тренер по боевым искусствам говорил, что если не получается какое-то движение, делай в три раза медленнее. Возьми попробуй это сделать сейчас, как только начнет голос звучать, кроме того, аудиальный якорь вызовет кинестетическое состояние, а это стратегия. А теперь замедли. Ощущается нересурс еще больший. Но речь не о том ресурс или нет. Речь о том, чтобы разорвать Vk. Что касается грузинского акцента и шашлыка – ощущения какие? Назови их каким-то словом. Например, Х. А что противоположно к отвращению? Беспомощность. Это может быть Y. А теперь якори Х на правую, а У на левую. Я убираю сейчас ощущения. То есть при воспроизведении Х у тебя не будет в чистом виде этого состояния, а, значит, не будет ничего. И якорь исчезнет. Тут, скорее, стратегия, взаимосвязь между субмодальностью и состоянием. Если мы разберем все субмодальности, у нас опыт будет восприниматься в чистом виде. Все состояния. Например, скорость вызывала движуху. Как только мы разорвем все субмодальности, получится свобода восприятия. Ты будешь видеть, например, конкретного человека, но он не будет вызывать у тебя никаких чувств. Не будет фоновых кинестетик. Будешь видеть, например, человек бухой. Человек бухой. А раньше: «Полицейский идет, вот сволочь!». Только вот сколько этих кинестетик – про это следующая наша часть. А сейчас я буду говорить про субмодальность. И еще мы будем про культуральный фон говорить. Например, классика жанра: размер, большое – маленькое. Представь что-то большое или увеличивающееся. Какая кинестетика при этом? В груди подъем. Удивление и радость. Допустим, ты видишь маленький домик и из-за поворота небоскреб? Кинестетика – удивление. Может, страх. Теперь что-то очень маленькое. Причем маленькое не внизу, потому что маленькое внизу – это презрение. Какие ассоциации? Страх. Пчелы в детстве. Презрение. А теперь заметь, как это закодировано у нас в речи. Например, с девушкой в кафе сидишь и вверх поднимаешь что-то маленькое вверх. Или мы с тобой Вову хотим подкашмарить, берем монетку и поднимаем вверх. Причем неважно, говорим мы в этот момент про ресурс или про что-то. Характеристики определяют состояния глубже, чем смысл. Возможен вопрос: «Так вот к чему ты клонишь?». А в слове «клоню» какие состояния? Кинестетические с сокращением состояния постепенно. Давай лучше поиграем с расстоянием. Возьми какой-то предмет, который средней заинтересованности. Ручка, блокнот. Приближай и отдаляй. Например, теперь телефон твой. Ощущения какие? Далеко – страх, среднее состояние – презрение. Волнение – очень близко. Причем это состояние можно реально замерять. Например, вытянутая рука – будет сенсорно очевидная граница. Когда чуть дальше – это другая зона. У одной знакомой стратегия мотивации была выстроена так. Например, ей что-то даешь, то же яблоко. Оно попадает в ее зону, только начинаешь отдалять – все, она сразу за ним. Догоняет и так далее. Или такой вариант может быть: когда объект отдаляется – то гнев и желание догнать, когда приближается – диссоциация. Когда очень близко (у лица это более заметно) – отвращение. Представь сейчас близкого родственника, теперь далекого. Тупой вопрос: «Кто из них ближе, кто из них дальше?». Близкий родственник – 40—50 см. Или даже 30 см. А далекий родственник или друг? Справа вверху, метра 1,5—2. То есть кто ближе, кто дальше.
Смысл, что меняя у себя свои настройки, ты меняешь все остальное.
А теперь поменяй их местами. И? Когда ты дальнего делаешь близким, то радость, а близкого – далеким, то печаль. Давай с девушками переопределим. Что значит близкая и дальняя девушка? Обычно это связано со временем. У нас пространство и время связано такой же синестезией. Как давно? По мере прохождения времени этот опыт, естественно, отдаляется. Близкое – прям вот здесь, близкое – там, где друг. А также расстояние связано со временем. Допустим, если дальний родственник недавно приезжал, то он у тебя еще близко. Если давно, то по расстоянию он далеко. А теперь давай по городам пробежимся. На каком расстоянии, например, Рязань? Питер? Зависит от того, как давно был. И он связан с картой. Получается, мы в карте глаз закодировали, как и в карте географически этот город есть. Египет? Турция? Лос-Анджелес? Австралия, например, справа внизу. Причем я там не был. Метро «Отрадное» – вверху. Причем заметь, когда ты едешь в верхнюю станцию, то там усилия, а когда едешь с верхней станции, то вниз легче. Естественно, тому, кто воспринимает поездку. Итак, синестезия, которая программирует наше мышление – это плохая новость. А хорошая – это то, что мы начали осознавать и влиять на это. Как влиять? Берешь, осознаешь. Карта у тебя вертикально, положил горизонтально и поехал. Про одного знакомого могу пример привести: он для того, чтобы быстрее идти мысленно наклонял дорогу перед собой вниз. То есть вниз идти легче и быстрее. Представь, что тебе идти с горки. Есть разница? Таким образом, если мы меняем восприятие чего-то, то и отношение меняется. И если поменять субмодальный шаблон человека, то и его отношение поменяется. Второй момент: если ты очень медленно и подробно понимаешь что-то, то ты можешь в любой момент любой ресурс добавить. Есть точка бифуркации – невозврата. Например, низкий голос и отвращение. Правильно ли, что только низкие вибрации начались, только первая буква, и уже началось отвращение? Нет. Если ты начнешь так близко и с таким голосом разговаривать – то да. Это синестезия. Мы эту синестезию разбираем на скорость, на расстояние. На громкость. И в итоге если только низкий. Мы разбираем на разные субмодальности. Потому что одна – она тянет. Втроем они тянут очень хорошо. Потому и задача здесь: как только ты осознал, то можешь разобрать на элементы. Как терапия. Недавно помогал одному знакомому, он хочет научиться играть на гитаре. Но как только берет гитару, у него внутренний голос начинает давить на него, что у него не получится. Что сделал? Ты создал ресурсный опыт – взмахом все ему выключал. А теперь, зная, что есть субмодальности, ты можешь более точечно это сделать. Как это сделать? Ты определил, что у него нересурс сверху начинается? У него голос был где-то из-за затылка. Хорошо, пусть отдалит его. Пусть вниз направит. Допустим, самое комфортное место справа снизу. Сделай тише и отдали. А зафиксировать можно метафорой. Если человек контактный, то скажи: «Закрути, прибей». Если не контактный, то туда-туда раскачай, просто подсознанию накидывай разные точки. У нас пространство импринтируется в самые первые мгновения жизни. Догадайтесь как мы импринтируем? Все же на профайлинге проходили это. То, что сверху и большое – это родители. Ресурс. То, что снизу – самое нересурсное. Как вариант: обкакался или описался. То, что перед тобой – это реальность. То, с чем ты имеешь дело прямо сейчас. То, что у тебя слева и справа – это прошлое и будущее. И там еще что есть: сила тяжести показывает, где низ. Ты когда ребенком начинаешь ходить, сила тяжести показывает тебе – упал на попу вниз. Это закодировано так давно, что это такие древние импринты. Если ты когда-то вскроешь импринт пространства – то у тебя офигенное чувство расстояния будет. Будешь приходить куда надо. Так же и со временем, если ты вскроешь импринт времени, то и приходить вовремя будешь. Как вскрыть? А как ты его закодировал? В том-то и дело, что не помнишь. Вот реимпринтинг. Кстати, один подкаст надо будет еще записать. До времени я добрался, а до пространства – нет. Разбирал время справа, часы встраивал. А у тебя это встроено. И с аудиалкой раппорт хороший. Причем тут это? Время кодируется в аудиалке, пространство – в визуалке. Ты расстояние видишь, а время ты слышишь. Темп, ритм – это закодировано в звуке. Как ты чувствуешь ритм! А у меня со слухом не очень раппорт хороший. У меня с ритмом есть – а это аудиальные раппорты все. Начинаешь тренировать аудиальный раппорт с миром, все ты в раппорте с аудиалкой. Расстояние – это функция двух глаз. Для определения расстояние нужны два глаза. Иногда можно решить, что одного достаточно. Но это потому что у тебя есть два глаза, мозг достраивает. Если тебя попросить одним глазом целиться и попасть в корзинку бумажкой, сантиметров на 30 можно промазать. Для того чтобы прыгнуть тебе нужно два глаза. Как измерить высоту столба, высоту дома? То же самое и два уха – чтобы понять, где в пространстве локализован звук. И так тренируют вратарей: когда ты стаешь лицом к воротам, кидают мяч и тебе нужно быстро развернуться. То же самое охотники, которым важно локализовать звук. Кодировка времени и пространства. Дальше? Про прошлое и будущее. Обычно если человек чешет правый глаз, то будущее не может представить, если левый – то прошлое не хочет вспоминать. С ушами то же самое. Не хочет слышать. Чешет правое ухо и говорит: «Давай созвонимся завтра, буду рад тебя слышать». Тело говорит: «Не хочу слышать». Получается неконгруэнтность. То же самое и с аудиальным каналом восприятия. Но это то, что касается правшей. Помним, да? Таким образом, определить легко – что-то вспомнить и что-то сконструировать. Мы это все знаем. Но что можно с помощью этого поделать? Например, у тебя свидание с девушкой. Или с арендатором. Вот она стоит у метро. У тебя есть техническая возможность подойти или слева или справа. Откуда ты подойдешь исходя из данной информации? Ты отвечаешь: справа. Но зачем? Чтобы она с будущим тебя ассоциировала? Или все же подойдешь слева из прошлого? Тогда она будет тебя вспоминать из прошлого, а уйдешь вправо в будущее. Поэтому девушка в это время, как правило, и вспоминает: «А мы раньше с тобой не встречались?». Но ты ведь и сзади можешь появиться. Поскольку наверняка у тебя всегда протест: стандартно принято считать, что право будущее, слева прошлое. Это курс практик. Мы когда-то делали, чтобы у кого-то была прямая линия времени из 15 человек. Она может быть слева снизу вправо вверх. Причем это связано с визуальными особенностями. Я бы тут комплексно отслеживал ее. Например, человек говорит, махая назад: «Раньше было, все – проехали». Даже сама фраза говорит, что это сзади. Это контекстуально, например, на работе тебе приходится кодировать, планировать с учетом корпоративного календаря. У тебя месяц – это рубленые недели по 5. А если возьмешь школьника, то у него как дневник из 6 дней: три слева, три справа. Если я попрошу тебя год вспомнить, то тут то же самое – январь слева сверху начинается. Июнь, июль, август – непонятно что происходит. Поэтому нужно смотреть человека через его профессиональную деятельность. Какой у него дневник. Как общается в принципе с тобой. Говорит: «Давай завтра встретимся». А сам смотрит вправо и щурится. Что это значит? Он еще не знает во сколько. Или он показывает жестом правой руки неконкретно: «Давайте завтра об этом поговорим». Или так: рубящий жест правой рукой. И тот же текст: «Давайте завтра об этом поговорим». В каком случае указание конкретное? Во втором. «Давайте шаг назад» – линия времени у человека сзади. Перечислим 4 способа определения субмодальностей.

Предикаты. Как мы поймем, что имеет смысл работать именно с этой субмодальностью, а не с цветом? Человек говорит предикаты субмодальные. «Огромная проблема». Второй – по калибровке синестезий. Невербальное проявление эмоций. BAGEL. Глаза человек расширяет или щурит, и мы понимаем, что речь идет о размере. Третий рассмотрим. Есть еще тонкая настройка словами, которая кодируется метафорой. Например, человек говорит: «Между нами стена непонимания». Значит, он ее и видит. Тогда – да, работать и с границей надо. «Сфера моего влияния распространяется…». Значит, у человека диссоциировано восприятие, которое можно назвать сферой. Но на размер это никак не влияет. Имеются устойчивые словосочетания, фразеологизмы. Какая-нибудь метафора. Гармоничные отношения. «Ну, поехали» – движение. Тема большая это, вербальная. Или размер в метафоре: «У тебя туман в голове». Этот вопрос прям под микроскопом будем изучать – тут детали. Или «вселенская проблема». Это метафора, но тут размер. Если мы выявили критическую субмодальность – это ведет к тому, что она влияет на изменение других субмодальностей. На изменение субмодального шаблона. Например, говорим про размер – прет, говорим низким голосом – отвращение. Или грузинский акцент – картинка лета. Просто есть субмодальности, которые давно закодированы в нашей культуре. Там даже не надо что-то придумывать. А с размера? Очень часто человека прет с размера – известная эта западная модель, что высокий, значит, главный. В восточной – толстый, значит, главный. Представь начальника маленького размера. Меняется ощущение как о начальнике? Презрение появляется. Представь руководителя обычным, он сколько весит килограмм? А теперь надо увеличить его на 5—10 килограмм. При том же росте. Что чувствуется? Вот, у тебя сразу презрение и презрение. А если теперь его сделать худее, тоньше? Хитрость, наглость. Он воспринимается как более наглый. А если толстый? Солидный, то есть. Или опять же смех, презрение. На востоке, чем тоньше, тем главнее. И вот это желание занять более высокую позицию, потому что чем выше, тем главнее. Карьерная лестница. Мы все это можем использовать для подстройки. Например, к ребенку подходишь. Если ты подходишь, и он воспринимает тебя сверху, то ты в ролевом раппорте. Если подходишь, присаживаешься, и начинаешь говорить с ребенком, то он расслабляется, раскрывается. Он тоже хочет с тобой говорить. Один из элементов ролевого раппорта. Подходишь к девочке, носик вверх – все, признала. Желание занять более верхнюю позицию. Выше позицию – это к безопасности, спокойствию. Более управляемому. Тот, кто сверху, он выбирает. Это и начальники, которые желают забраться на этаж выше. Есть подозрение, что человек, который старается забраться выше, ему страшно остаться внизу, а это значит, что он будет всячески это компенсировать. Приходишь на переговоры, а там эти стулья, которые регулируются высотой. Делаешь чуть выше, и он все делает, чтобы тебе что-то доказать, «отжать». Если для него это критическая субмодальность – все, он будет в этой игре. Если другая субмодальность, например, дистанция, то регулируешь дистанцию ты. Возьмите порш. Не каен. Карера. Или ламборджини. На ней ездят люди не с субмодальностью «размер». Предполагается, что можно подкручивать человека, менять свой субмодальный шаблон на этого человека и он якобы начинает по-другому себя вести. И что это очень хорошо действует на тех, кто это не осознает. Но вот ты поменял свой субмодальный шаблон. А нами управляет то, что мы не осознаем. Я могу на пол сесть, и переговариваться, если это поможет мне выиграть переговоры. Если у меня есть цель доминировать, то я буду «опускать».

Про состояния – то же самое. Возьми начальника, и при нем про его подчинённых рассказывай, маркируя сверху вниз. Они начнут косячить. Опаздывать. Переставать его воспринимать как руководителя, главного. Ты хочешь узнать как насчет тех практик, когда ты подкручиваешь субмодальный шаблон человека и он начинает по-другому себя вести? Почему это работает и как?

Так вот. Как это работает – сказать не могу. Смысл, что меняя у себя свои настройки, ты меняешь все остальное. Есть моменты, которые ты осознаешь в себе. Например, тон голоса. Есть моменты, которые ты не осознаешь в себе, но со стороны они достаточно заметны. Ты говоришь: «Приходи к нам в офис, проведи консультацию». А кто там в офисе? И слышишь в ответ: «Да, менеджеров понабрали, сидят в компьютерах что-то долбят. Нам нужно показатели выравнивать». Ты заходишь, там сидят какие-то чуваки в компьютерах. Думаешь: «Фу, менеджеры». И ты с таким презрением, легким, небольшая асимметрия, привычная, но со стороны это заметно. И к тебе также относятся. Один чуть носик задрал, второй, в итоге кто-то скатывается, один скатился, второй. Признают тебя крутым. Просто, если долго в этом находиться – в привычную стратегию скатываешься. Почему это работает? Потому что ты там запускаешь реакцию, какая запускает в тебе реакцию, которая усиливает, четко позиционирует на уровне коммуникации. Это когда есть коммуникация. Но что, когда ты не видишь человека, это работает? В одном варианте – да, но не во всех. Для того чтобы это произошло необходимо три условия. Какие? Раппорт, транс, ваш ХСР. Раппорт – это наличие обратной связи. Если у вас не выстроена коммуникация, то необходимо наличие обратной связи. Дальше уже ваши языки описания, неважно, это может быть эзотерический язык описания: «Мы все клетки одного организма под названием БОГ и мы все ментально через седьмую чакру связаны». Если ты в это конгруэнтно веришь, будет работать. Это, может быть, реальное что-то, любое наличие контакта. Любые живые практики, любая реакция, если раппорт слабый, то дольше придется. Вообще, ХСР первое. Какие были раппорты у тебя? Например, напрямую с человеком ты не контактировал. Ты мог что-то писать в социальных сетях, соответственно, ты не направлял это человеку. А выложил, потому что решил это выложить. Человек это увидел. И запустил цепь случайных событий. Плюс твое параллельное общение с другим человеком, которое не осозналось. И все эти мелкие элементы – они создают картину. Как это делается? Есть человек, с которым ты поссорился. Ты показал сейчас субмодальный шаблон слева. Например, девушка, которая не отвечает на твои звонки и смски. Берешь субмодальный шаблон человека, который есть и субмодальный шаблон человека, как бы ты хотел, чтобы он был как кто? И тут уже пошел ХСР. Мы выяснили разницу. Теперь переводим субмодальные шаблоны. При этом обязательно нужно задавать себе промежуточные вопросы на экологию. Какие критерии она реализовывала? Потому что в ссорах там есть свой кайф. Сознательные намерения, вторичные последствия типа там «Для чего ссоришься? Чтобы мириться?». Смотришь на все с третьей позиции. И добавляешь в будущее. С кем еще и где ты бы мог это реализовать? Весь список этот выписываешь. И позволяешь своему бессознательному реализовать этот список с кем-то. Необязательно с ней. Есть такой подгон: «Люди – это ресурсы для достижения твоих целей». Любой человек. Просто можно так выстроить отношения: «Все на всех замкнуты. Все счастливы». Если ты понимаешь, какие критерии она реализует, то говоришь: «Все остальные – расслабьтесь. Все остальные – до свидания».

А если снова к эзотерическому подходу вернуться? Ответ однозначен. Для меня нет понятия эзотерика, я либо понимаю как, либо не понимаю как. Ты думаешь – работает ли это? Это реально работает. И тому есть мой пример: трех последних я подкручивал. И обратной связи нет. Подкидывание монетки – это случайность или нет? Теперь, думаю, нет. Это уровень восприятия. Ты можешь к этому отнестись как к случайности. И субмодальный шаблон будет как у случайности. Набор механических действий. Продолжая эту мысль – помнишь, метафора из ХСР? Там паренек, который говорит: «Это же золото тех жуликов». То есть ты подкрутил на тот уровень: «Нет, не может быть так легко». И в этот момент реальность – она гибкая – она качается, говоришь: «Нет, ни фига не получится! Слишком все просто…». А если начинаешь ждать? Экология. Нужно спокойное принятие того, что это будет. Соедини с ХСР. Метафора – отпускание. Она не сенсорна, конечно. Когда все говорят: «Отпусти цель», вообще, понятнее не стало. А если сказать: «Субмодальный шаблон». Заверши этот ТОТЕ с этой целью. Ты сделал все. Расслабься. В этот момент фильтры перенастраиваются. Ты начинаешь воспринимать это в мире как свершившийся факт. Как найти шаблон уже свершившегося факта? У меня есть такое подозрение, что каждый раз при влиянии на субмодальности этот субмодальный шаблон слегка меняется. Каждый раз. Представь, что это игра с постоянно меняющимися правилами. Вот ты решил поиграть. Забил мяч в ворота, соперник подбежал, забрал мяч руками. Ты думаешь: «Вроде не свистят, продолжаем. Можно хватать мяч». Но тут свисток. Наказание. Думаешь: «Что случилось?». Так, оказывается, с этим мячом надо в другую сторону бежать и при этом петь! Это метафора. Думаешь, правила постоянно меняются? Так что тогда нужно делать в условиях постоянно меняющихся правил? Как правило, человек чувствует злость: постоянно правила меняются. Но любопытство, интерес запустят метапрограмму возможности. И поисковую активность типа «он не отвечает на наши звонки, обещал прийти и не пришел». Это новые правила в этой игре. Теперь играем по этим правилам. Есть кто-то, кто устанавливает эти правила. Ну, если так, это ты и есть. Просто очень давно диссоциировался много-много раз. Поэтому сейчас играешь по правилам, когда они меняются. И это нормально. И если все-таки не можешь уловить нить, подумай над тем, что есть какая-то деталька, связанная с кинестетикой. Например, если у тебя есть кинестетика, которая должна работать, но правила меняются, как ты можешь натягивать сову на глобус? Есть правила, а есть восприятие этих правил. Правила сильно меняются. Но если зеленый был зеленым, то он им и останется. Есть восприятие, которое не поменяется, то есть оно закодировано так давно, что если изменить его, то вообще все поменяется. Рассмотрим тупой вопрос: «Что такое белый цвет?». Излучение волн. А что такое волна? Есть какой-то уровень, до которого нас не пускает сознание, можно мир очень подробно разобрать. В определенном состоянии сознания это практикуют, эзотерика этим занимается. Но есть предел, после которого выталкивает. Потому что там начинаются псих больница и прочие радости. Как эти знания нам помогают? Чтобы понять это следует выполнить домашнее задание – развести субмодальность. И это даст не просто большую свободу. Это абсолютная свобода. Сделав технику сущностной трансформации, можем ли мы получить эту полную свободу? Что легче? Да, можешь купить билет на Кубу и полететь в эту абсолютную свободу.

Можно сожрать ЛСД. А если проработать субмодальность – осовобождается энергия, что сущностная – то же самое. Когда сущностная (кстати, крутая тема) – это тоже непростая техника, сделал раз и пруха. Только часто делаешь и в какой-то момент понимаешь, что осталось мало и прет больше. А тут ты как-то так вытащил и навсегда. Тема реально крутая. В какой-то момент я понял субмодальности так, как я понимаю их сейчас. Осталось ощущение недосказанности? Конечно, недосказанность будет – мы только две темы разобрали. Там офигенная недосказанность! Вопрос в том, как тренировать этот фокус внимания? С чего начать? У нас, у мирян есть единственный ресурс – это внимание. Как ты вообще внимание тренируешь? Так же этим вниманием как органом, как рукой ты меняешь эти настройки. Вспомни, когда мир становился ясным или когда становился тусклым и возьми что-то, я не знаю что это. Это может быть метафора ручки, какое ощущение, сжатие, расжатие, уменьшение – выяви этот элемент и раскачай свое внимание. Что касается тех, у кого рассеянное внимание – они не смогут НЛП изучать, это ребята с клиповым сознанием. А если ты изучаешь это прямо сейчас, то у тебя есть все для того, чтобы стать кем угодно.
Автор - Александр Герасимов