фокусы языка
ФОКУС ЯЗЫКА «ПРИМЕНЕНИЕ К СЕБЕ»
У нас есть еще две техники – «применение к себе» и «метафрейм»
Давайте начнем. Начну не то чтобы издалека. Все-таки фокусов мы дали достаточно много, целых пять. И уже какая-то структура должна вырисовываться. Почему? Чем умный человек отличается от неумного? Один может структурировать, другой – нет. Любой фокус языка – это проекция той или иной техники НЛП. Это заархивированная техника НЛП. Я скажу концепцию, а умный человек от неумного отличается тем, что он может эту концепцию развернуть. У нас есть техники НЛП. Представьте, к вам приходит человек на психотерапию. «Вот такая у меня проблема: не могу бросить курить». И вы понимаете, что такая проблема очень легко будет лечиться техникой «шестишаговый рефрейминг». То есть мы выясняем намерение и предлагаем альтернативное поведение. Подумайте, какой это из фокусов языка – заархивированный «шестишаговый рефрейминг»? Если договор частей личностей – «шестишаговый рефрейминг», соответственно, фокус языка – «намерение». С чем работает фокус языка «последствия»? С линией времени. С чем работает фокус языка «изменение размера фрейма»? С молекулой синестезией. Это когда ты одно переопределяешь другим. «Ой, на меня все так давит», – говорит человек. И ты одно заменяешь другим, заменяя сначала визуальные воспоминания, потом – аудиальные, потом – кинестетические и внутренний диалог. Мы заменяем то, что его сжимает, как объятия. Если б ты понимал синестезию так, как понимают те, кто его сжимают, то было бы нормально. Про «изменение размера фрейма» все просто. За это отвечает позиция восприятия и линия времени. Соответственно, у нас есть еще две техники – «применение к себе» и «метафрейм». За любой техникой стоит другая техника. Например, это про то, что одной фразой поменять вообще его судьбу. Если, допустим, он приходит с запросом на курение, и ты понимаешь, что «шестишаговым рефреймингом», фокусом языка «намерение» и, добавив туда стратегию Уолта Диснея, ты его вылечишь, ты просто говоришь какую-то фразу, которая попадает. Получается, каждый из фокусов языка – это какая-то техника НЛП, то быстрее это сделать фокусами языка. Это очень круто. Это определенный опыт работы с запросами терапевтическими, это когда к тебе приходит человек, и ты примерно понимаешь, что ты будешь делать. Мы уже рассказывали про три стандартных мужских запроса, три стандартных женских запроса. Женские. Приходит девушка к терапевту и говорит: «Доктор, мне бы наладить отношения с мамой!» «А что значит наладить?» – спрашивает доктор. «Я ее очень люблю, но как сделать так, чтобы ее в моей жизни не было?» То есть она хочет повзрослеть, мама не отпускает. Хочется сбежать. Но: «Я ее люблю». Следующий запрос, возраст где-то 32. «У меня машина, карьера, но мужчины нет. Что я не так делаю?» «А зачем вам мужчина, если у вас все есть?» – «Да, вы правы, мужчину не надо, ребенка хочу». Третий запрос: «Доктор, хочу, чтобы он вернулся». «Зачем?» – «Чтобы я его послала». Это сжатая ситуация, там сразу намек на психотерапию. С мальчиками примерно та же ситуация. Возраст: 20—25 лет.

«Мама сказала прийти, то есть у меня все хорошо, а у вас?» Второй – это уже мальчик постарше, 28—33 года. «Жениться хочу, детей пора». «В смысле? На ком хотите жениться?» – «Ни на ком, но все говорят, что пора». Третий. Мужчина постарше. У него семья, дети, бизнес – все хорошо. «Доктор, у меня все есть: семья, бизнес, дети, – что с этим делать?» «С чем? С бизнесом?» – «С собой». Чувак реально не знает, зачем ему все это. Приходит человек, говорит стандартный запрос. Ты понимаешь, как его терапевтировать, и применяешь нужные фокусы языка, которые являются техниками сжатыми. Это я к тому, чтобы вы на фокусы языка смотрели шире. Вы уже знаете «применение к себе». На какую технику это похоже? Какой эффект от «применения к себе»? Рамка решения типа: «А сам-то ты что хочешь?» Это обратная связь. Помните его эффект? Мы как будто зеркало ставим перед человеком и спрашиваем: «А сам ты что хочешь? Сам ты соответствуешь своим критериям?» На что человек говорит: «Ой». Почему? Потому что единственный, кого вы никогда не победите в переговорах – это вы сами. Потому что если вы сами себя победили, то вы сами себе и проиграли. Все логично. Поэтому, когда мы говорим: «Применение к себе», – то человек чувствует себя не очень уютно. Это единственная техника, в которой я бы сделал акцент на раппорт, потому что если ты делаешь это в малейшем не раппорте, то у человека будет агрессия. Потому что это очень редко применяемый фокус языка, и после него человек впадает в транс. И не каждый человек транс воспринимает ресурсно. Если у человека в голове есть пересуппозиция: «Вселенная дружелюбна и полна ресурсов», – то он нормально транс воспримет. Если у него «вселенная враждебна и полна уродов» и у любого поведения негативное намерение, то он очень нересурсно реагирует.

Я выделил слово «применять».
Применение к себе. Мы выясняем, какой критерий заявлен, и говорим ему, что он либо соответствует, либо не соответствует этому критерию. Давайте на примере фразы: «Настоящий мужчина не поднимает руку на женщину». Критерий «безопасность», ударить или не ударить. И еще какой критерий тут может быть? «Применение к себе» может быть, если мы скажем: «Ты соответствуешь этому критерию». И тоже «применение к себе» может быть, если мы скажем: «Ты не соответствуешь этому критерию». «Настоящий мужчина не ударит женщину». Мы говорим: «Эта фраза меня в нокаут сейчас погрузила». Ты меня нокаутировала. Там такая фраза: «Не ударит». И критерий – «настоящий», «настоящая женщина». «Эта фраза погрузила меня в нокаут», – это фраза. Это фраза «настоящей женщины». Этот фокус языка будет делать только на того, кто говорит эту фразу. Потому что он делает акцент, это его убеждение. То есть мы слышим фразу и смотрим на него, смотрим, как он делает акцент, или по жестам, или по интонации. А если она говорит: «Никогда не ударит женщину». А мы говорим: «Ты никогда не найдешь мужчину». Мы говорим: «Не соответствуешь этому критерию». Значит, не соответствуешь этому заявленному условию. Был такой момент, когда мы определяли, на что человек делает акцент. Почему? Потому что за тем словом, на котором делает акцент, спрятан критерий. Он неявно спрятан.

Сейчас о том, на какой критерий применять фокус языка «применение к себе». Я выделил слово «применять». Какой есть критерий? «Применение», например. И мы говорим: «А ты правильно вообще применяешь все?» Простые примеры. К Ричарду Бендлеру приходит клиент и говорит: «Доктор, я постоянно во всем сомневаюсь, я все перепроверяю, я постоянно во всем не уверен». Бендлер у него спрашивает: «Вы уверены в этом?» «Абсолютно». Что получается? Бендлер возвращает ему нарушение этого критерия. Он бы мог сказать еще так: «Ой, я сильно сомневаюсь в ваших словах». Либо соответствует, либо не соответствует. Оно одинаково человека трансует, что соответствие, что несоответствие. Соответствие можно назвать комплиментом, несоответствие – наездом. Идеальное «применение к себе»: человек стоит, показывает пальцем и говорит: «Это что там за урод стоит?» Мы ему говорим: «Это зеркало». Теперь почувствуй сам, ты стоишь, показываешь пальцем, говоришь: «Что там за урод стоит?» А тебе говорят: «Это зеркало». Какое состояние у человека? Транс. Заякорите. В этот момент не то что мы даем ему обратную связь. Он сам себе дает обратную связь, и наша задача – зеркало подтащить. Буду говорить убеждения и обратную связь к ним. «Доктор, меня все игнорируют». – «Следующий». «Доктор, мне все удивляются». – «Посмотрите, кто пришел!» «Доктор, меня все боятся». – «Ой, кто это!» «Доктор, мне никто не верит». – «Ой, да ладно». «Доктор, я не разбираюсь в людях». – «Я не доктор». «Доктор, меня все передразнивают». – «До 30 лет всех хороших мужчин разобрали». На фразу «хороших». Тут такая особенность. И в чем нюанс и сложность при обучении «применение к себе». Человек говорит не свою фразу. И ему эта фраза в никуда. Он думает: «Бред какой-то». Но если это фраза самого человека, то это будет вообще в точку. Это указание: «Меня это не цепляет», – это говорит о том, что это действительно не твой критерий. «Применение к себе» можно по-разному сказать. Я это к тому, что какие-то вариации будут лучше, какие-то будут хуже. «Всех хороших мужчин до 30 лет разобрали». – «Что ты теперь, еще 30 лет будешь так говорить?» «Всех хороших мужчин до 30 лет разобрали». – «Слишком уж ты разборчивая девочка». Замечаешь акцент, и именно акцент применяешь к себе. Говоришь человеку: «А сам-то ты такой?», «А ты хорошо во всем разбираешься?» Начните указывать жестом на себя, потом как будто вы делаете полукруг и обратно к человеку. Человек говорит, жестом вы подхватываете, указываете на себя, потом жестом к человеку: «А сам-то ты такой?» Что еще про этот фокус языка можно сказать? Так как это очень трансовый, а транс не всегда действует ресурсно, то наша задача, как минимум, нечасто его говорить. Потому что в какой-то момент это будет казаться человеку бредом, во-первых. Во-вторых, если это нересурсно, то это воспринимается как издевка, однозначно. Однако если у вас раппорт и ты сказал, что ты соответствуешь очень ресурсно, то это очень тонкий комплимент. Не тренируйте очень часто на одном и том же человеке. Хороший формат – письменно. Желательно, чат или переписка в контакте. Или в ватсапе. Там критерий видно. Говорите: «А сам-то ты соответствуешь этому?»

Вызывая сомнения, но будьте готовы к длинным паузам человека. Что нужно делать. Первое – определить критерий. Если это сильно не заявлено или это в письменном виде, то определите, на чем акцент сделан. Смотрю я, например, из окна и вижу написано: «Опасная зона! Не подходите». И думаю: «Очень опасная зона». Это быстро надоест, могу предположить, и работать лучше с убеждениями. Тут структурой мы подстраиваемся. Мы структурой говорим «применение себе». Слово «структура» само по себе трансует. Еще если «мета» добавлять. Например, человек говорит фразу такого плана: «Поспешишь, людей насмешишь». И мы фразой подстраиваемся. Или говорим: «Хорошая фраза». И человек это уже замечает. Другой вариант. «Давай, не тормози», – говорит человек. Ты отвечаешь через большой промежуток: «Не гони». Мы структурой можем говорить «применение к себе». Или говорит: «Да он же не услышал». «Что говоришь?» – отвечаем мы. Человек замечает и думает: «Он сейчас издевался? Или прикалывался? Что это вообще значит?» И пока он это понимает, естественно, он в трансе. А если такая фраза: «Мне надо подумать», – то акцент на «подумать». «Сказал, не подумав», «Ты сейчас обдуманно это сказал?» Пересуппозиционно там есть убеждение. Если мы возьмем, развернем: «Там слишком много информации, мало времени, поэтому мне надо подумать». Мы можем так сказать. Если человек говорит фразу в одно слово: «Молодец», – то тут не до чего не докопаешься, что ты тут скажешь. Технически это будет, соответственно, эффект соответствующий. Когда на убеждение говорится «применение к себе», в этот момент происходит такое схлопывание, замыкание, коллапс. В любой фразе есть убеждение, мы можем это развернуть. Отличие в чем? Мы можем правильно перессупозицию развернуть, можем неправильно пересуппозицию развернуть. Если мы развернули правильно, то сработает. Человек говорит: «Хорошая погода». Дальше мы разворачиваем. Можем неправильно развернуть. Неправильные причинно-следственные связки. Выясним неправильно намерения, и скажем неправильно, соответственно. Если мы попали с критерием, то эффект такой трансовый. Если нет, то он скажет: «И что?» Есть такой сериал «Форс-мажоры». В нем каждая серия заканчивается «применением к себе» и каждая следующая серия начинается с утилизации этого «применения к себе», и снова «применение к себе». Могу такой вариант привести. Главный герой находит лазейку и начинает эту лазейку обходить. А это оказывается частью другого плана, и все это учитывалось. И они попадают в следующую лазейку, и они все такие обложенные этими лазейками. Как применять фокус языка, чтобы они не трансовали тебя? Как минимум, сделать этот фокус языка одним из своих, применяя его, отрабатывая. Это первая идея. Вторая идея – это проработать критерии, то есть проработать их настолько, что когда тебе говорят что-то, то ты отвечаешь: «Ну да, есть такое, и что?» Если все свои критерии убрать, то просветлишься? Для этого надо сколлапсировать критерии. Берешь, например, какой-то свой критерий и якоришь. Знания. Что противоположно знанию? Невежество, пустота, глупость. Шаг номер один. Выясняем свой критерий. Якорим его на левую ногу. Шаг номер два. Что противоположно этому критерию. Якорим его на правую ногу. Коллапсируем. Мы снижаем его значимость. И «применение к себе» на этот критерий не будет так цеплять.

И четвертый способ. Это быть в постоянном метафрейме к своим критериям. Потому что когда ты видишь структуру, то тебя вообще ничего не цепляет. Начните сверху. Самый значимый, потому что менее вложенный, критерий сколлапсируется автоматически. Я коллапсировал свои критерии. Мы одно время развлекались. Брали паренька с запросом, его цепляла одна штука. Посадили его на пол. Спросили: «Что чувствуешь?» «Меня парит эта штука». «Почувствуй, когда парит». Он такой кивает. Я ему ставлю якорь на левое плечо. Спрашиваю: «А что противоположно парит, но без не?» Он говорит: «Отпустило». «Почувствуй, что отпустило, и кивни». Поставил якорь на правое плечо, спросил: «Что чувствуешь?» Он говорит: «Хрень какая-то». Все супер. Поставил якорь на «хрень» на левое плечо. А что противоположно? Он говорит: «Добрень». Я: «Почувствуй добрень. И кивни, когда почувствуешь». Поставил якорь на правое плечо, сколлапсировал. «А что теперь чувствуешь?» – «Замешательство». «Почувствуй замешательство и кивни. А что противоположно?» «Ясность». – «Почувствуй и кивни когда почувствуешь». Сколлапсировали. Мы эту технику делали около 3 часов. Примерно через час он сел в позу лотоса. Через еще какое-то время он начал отвечать звуками. Примерно так: «Ом». Мы коллапсировали в хлам. Оставили его, он потом еще часа два-три сидел в такой позе, и ничего ему не надо было. А уж его проблема, которая его парила, от нее вообще ничего не осталось. И уж «применение к себе» ему вообще говорить смысла не было бы. Потом через какое-то время снова стал в критерии собираться, потому что он все-таки в социуме. Социум периодически помогает нам создавать критерии. Я его, кстати, видел месяца 2 назад. Случайно в метро встретились. Радостный, все хорошо.

Автор - Александр Герасимов