фокусы языка
ФОКУС ЯЗЫКА «ДРУГОЙ РЕЗУЛЬТАТ»
Любые возможности со временем становятся процедурами.
Другой результат еще называют «другой критерий». Многие слышали о хаотизации, прерывании шаблона, прерывании стратегии. «Не про Фому, так про Ерему», «С темы съехал» – все это и многое другое является переопределением фокуса языка «другой результат». Мы просто говорим о чем-то другом, предлагаем иной критерий. Другими словами, дело не в этом, а в том, что… Стандарт этого понятия – «Дело не в этом, дело в другом». Часто употребляется союз «зато»: зато умный, зато красивая. «Зато» – это предложение чего-то другого. Вот другой результат: «Ой, а у вас молоко убежало», из «Карлосона». «Зато» – это сдвиг фокуса внимания, который может быть абсолютно хаотичным, и в некоторых случаях этого хватает. Не факт, что будет возврат к этой теме. Есть категория людей, которых характеризует «клиповость» мышления: у них короткий фрейм внимания. Тот, кто умеет долго удерживать внимание на чем-то одном, менее подвержен фокусам, позволяющим сбить с толку. Таких людей можно назвать воинами, которые агрессивно реагируют на другой результат собеседника. Они движутся к цели, а их этим другим результатом сбивают. Другой результат – это любимый фокус языка трикстера. Важно уметь определить тип фокуса языка и вовремя его применить в своих интересах. Когда трикстер начинает взаимодействовать, общаться с воином, второй не любит первого именно за другой результат: трикстер бесит воина. Другой результат – это переведение внимания в другую сторону. Стоит вспомнить ситуацию с продажей машины. Наряду с важными критериями предлагались и другие: «машина дешевая, зато красивая и престижная». Можно изменить критерий уже в процессе взаимодействия «продавец – покупатель»: «авто красивое, но какое-то старое». Машина может быть самой лучшей на свете, но – «зато у меня есть мотоцикл». Она недорогая, зато тормозная система работает без сбоев. Акцент немного смещается, но в пределах выбранного пространства – в пределах менее заметных (но не менее ценных!) качеств. Они-то и «цепляют» большее количество людей. Теперь – о целях. С какой целью внимание другого человека смещается? Или нужно, чтобы он купил машину, или чтобы не покупал. Это инструмент воздействия, в каком-то смысле – хаотизация. Допустим, мы общаемся и оцениваем тактико-технические характеристики Вики. По твоим словам, она такая-то и такая-то. И вдруг среди прочих характеристик проскакивает: «Блин, утюг забыл выключить». Внимание резко переключилось. Если таких точек будет много, наступит хаос. У Б. Гребенщикова есть песня «Афанасий Никитич буги». В тексте прерывание следует за прерыванием – вот такие субмодальности. Вспомним пару цитат:

«Не помню, как это случилось, и чей ветер дул мне в рот. Я шел по следу Кастанеды – попал в торговый флот, Где все матросы носят юбки, у юнги – нож во рту. Тут мы встали под погрузку в Улан-Баторском порту. Я сразу кинулся в дацан, кричу: «Хочу уйти в retreat!» И мне навстречу – Lagerfeld. Гляжу, а мы на Oxford street. Со мной наш боцман Паша – вот кто держит фасон! На нем пиджак от Yamamoto, штаны Comme de Garson. И тут вбегает эта женщина с картины Мане,

Кричит: «У нас четыре третьих, быстро едем все ко мне!» У них нет денег на такси, пришлось продать пальто. Клянусь, такого в Костроме еще не видел никто! Сначала было весело, потом спустился сплин. Когда мы слизывали слизь у этих ящериц со спин, В квартире не было прохода от языческих святынь. Я перевел все песни Цоя с курду на латынь. Когда я допил все, что было у них меж оконных рам, То сразу сел на первый subway в Тируванантапурам. И вот мы мчимся по пустыне, поезд блеет и скрипит, И нас везет по тусклым звездам старый блюзмэн-трансвистит. Кругом творится черт-те что, то дальше, то вблизи: То ли пляски сталеваров, то ли женский бой в грязи. Когда со мной случился двадцать пятый нервный срыв, Я бросил ноги в Катманду через Большой Барьерный Риф. И вот я семь недель не брился, восемь суток ел грибы. Я стал похож на человека героической судьбы. Шаманы с докторами спорят, как я мог остаться жив, Но я выучил суахили и сменил культурный миф. Когда в село войдут пришельцы, я их брошу в тюрьму. Нам, русским, за границей иностранцы ни к чему».

Представь, что тебе другой человек такое объясняет. Тут другой результат с другим результатом. Да и сам человек кажется хаотичным, почти безумцем. Структура этого другого результата включает перепрыгивание. Жест другого результата – это движение в сторону, трикстеровское движение. Если кто-то не понимает другой результат, как это явление можно ему объяснить? Понятно, что хаос – это просто порядок другого уровня. Если меня не понимают, значит, уровни у нас с собеседником разные. Когда кто-то хаотично, как в песне, объясняет, где он был, есть ли смысл его понимать? Нет! Другой пример другого результата – один из способов наведения транса. У человека есть привычка поведения: он привык пожимать руку, проводить какие-то ритуалы по типу чистки зубов. Если ему не пожать руку, а погладить или сжать в кулак, то происходит прерывание шаблона. Если он прерван единожды, то второй раз сделать это таким же способом не получиться. Можно это практиковать во время переговоров. Представь: ты готовишься к переговорам, составляешь план действий, а когда приходишь, то понимаешь, что там все совершенно не так, как ты представлял. Там люди, например, слишком хорошие или слишком плохо себя ведут, непредсказуемо. В данной ситуации нормальные люди впадают в транс: это много раз проверено при применении навыка хаотичных переговоров. Видение структуры явления или процесса – это предвестник окончания хаоса. Как хаотизировать? Любые возможности со временем становятся процедурами.
Умение определять паттерн – это ключевой элемент.
Очень часто юмор строиться на другом результате: не ожидали, а тут вдруг такое! Соответственно, один из видов юмора – это хаотизация: ты ни о чем не догадываешься, а тут тебе – другой результат! Вот пример. Двое общаются, один другому говорит: «Я тебя так понимаю, мы прямо так понимаем друг друга, с полусло…» – «…слоненок». Другой результат. Эта тема очень интересна для исследования. Однажды собрались мы в актовом зале в конце дня и составляли парадоксы, парадоксы Пелехатого. Мы слушали записи КВН. Здесь, в специфике КВН, все идет к шутке: создается ситуация, некая предсказуемая структура, происходит диалог, и все должны засмеяться. Мы ставили паузу перед смешным моментом, сходились во внутреннем диалоге и начинали придумывать: а как еще можно сказать? А еще? В результате стало понятно, что огромное количество номеров создается через другой результат. Ты сидишь, просматриваешь 2—3 выпуска и ловишь себя на мысли, что можешь шутить смешнее, чем команды. Помнится рекорд: мы поставили все выступления команды Семена Слепакова. Было очень похоже, и в какой-то момент мы начали шутить с другим результатом. Как тренировать этот навык? Берешь запись КВН, и в тот момент, когда должна быть шутка, ставишь на паузу и придумываешь свой вариант развязки ситуации. Еще одно упражнение для тренировки другого результата – это паттерны поиска. Нужно проследить, какие эпизоды повторяются у человека, и просчитать, какой из них повторится еще раз. Это могут быть жесты, слова, паузы. Задача состоит в том, чтобы на пике развития хаотизировать жесты и паузы. Последствие такого действия – это транс. Есть один человек среди знакомых. Следить за ним при разговоре – одно удовольствие. На вопрос «Как жизнь?» он выдает такие шедевральные истории, что «Афанасий Никитич буги» просто отдыхает. Однажды начал он рассказывать о пчелах. Это его реальный бизнес, помимо изготовления сумок. Поведал он, как как-то раз поехал в соседнюю деревню за пчеломаткой. А что с жестами? Если делать жесты, которые никто никогда еще не делал, это выглядит красиво. Каждый новый жест при повторении одной и той же фразы – это, по сути, и есть другой результат. Если человек каждый раз говорит фокусом языка другой результат, значит ли это, что у него в жизни – полнейший хаос? Да. Точнее, либо хаос, либо какой-то особый, свой порядок. Как охарактеризовать человека, чьи слова и действия приводят к другому результату? Как спрогнозировать его поведение? Человеку с богатым жизненным опытом проще понять другого, в отличие от тех, кто находится лишь в начале пути познания. Опыт влияет на способность к творчеству, и именно в нем заключаются 99% другого результата. У большинства с этим проблема. Один из аспектов, отличающих людей от животных, – это способность придумывать то, чего раньше не было. Это не повторение элементов в различных комбинациях, а их соединение таким образом, чтобы появлялось нечто новое. Это слияние несоединимого, стратегия творчества. Она есть у многих великих мастеров: у Квентина Тарантино, у Уолта Диснея, у Дэвида Линча. Придумывание – это мозговой штурм, генерация других результатов. Можно ли понять, имеет человек творческую жилку или нет? Творчество – это повторение в разных комбинациях: новое сочетание нот, которых всего семь, основных цветов, которых всего три. К примеру, на Яндексе проводился конкурс: придумать самый короткий поисковый запрос с нулевым результатом. Какой? Состоящий только из букв. Какие есть творческие профессии? Художник, арт-дизайнер, креативный директор, ученый. Новое и новейшее – это то, что придумывается неожиданно, то есть креатив. Кто из известных личностей использует другой результат? Кто хаотизирует тебя? Леди Гага. Дали. Какие еще примеры другого результата приходят на ум? Арт-хаус в кино: кажется, что режиссеры соревнуются в выдумках, в показе того, что «еще никто и никогда». Каждый в своей деятельности хочет стать менее ожидаемым и предсказуемым, чем остальные. Производители рекламы ставят перед собой задачу удивить потребителя, ввести в транс, так как рекламный слоган – это и есть внушение. В визуальном плане это достаточно легко сделать, а вот в визуальном и кинестетическом – сложно. В аудиальном плане можно попытаться создать такую комбинацию звуков, которую еще никто не слышал, но чтобы они не представляли собой какофонию в чистом виде. Слушая игру на балалайке или гитаре, легко выделить паттерн. Есть различные уровни сложности восприятия музыки, и вершину этого рейтинга заслуженно венчает джаз. Прослушивая джазовые композиции, особенно импровизации, можно и паттерны определить, и получить удовольствие от того, что способен услышать и понять столь сложный музыкальный жанр.

Есть такой инструмент – гамелан. Его с трудом воспринимают даже джазисты, не говоря о рядовых меломанах. Это как в том анекдоте: подходит мужик к джазисту и спрашивает: «Что, мужик, не получается?» Так вот в ситуации с гамеланом этот вопрос задает именно джазист. Умение выявлять паттерн поистине спасительное, профилактическое: если умеешь выявлять, тебе ни один хаотист не страшен. Ты противостоишь паттерну и получаешь другой результат. Умение определять паттерн – это ключевой элемент.
Автор - Александр Герасимов